Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Центром патриотического воспитания Университета «Синергия» совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Российским обществом «Знание» подготовлен проект «Герои спецоперации».
Проект посвящён Героям Российской Федерации, получившим эту высокую награду за мужество и героизм в ходе специальной военной операции, объявленной 24 февраля 2022 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина.
В рамках проекта наша школа разместила плакат о Героях России с возможностью перехода по QR-коду на сайт Проекта http://героиспецоперации.рф/, где содержится подробная информация о подвигах военнослужащих и иная информация, представленная в адаптированной для учащихся форме.

Версия для слабовидящих

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Рубрики

скачать шаблоны для wordpress

Развивающая предметно-пространственная среда

Аналитическая справка соответствия развивающей предметно-пространственной среды ГДО требованиям ФГОС ДО

В связи с введением ФГОС ДО, ФОП ДО  вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Понятие предметно — развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Анализ развивающей предметно — пространственной среды ГДО МКОУ «Сидорская СШ» основан на следующих нормативно – правовых документах:

  • Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
  • ФОП ДО от 25.11.2022

Учитываются следующие требования:

  • обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  • насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  • трансформируемость пространства;
  • полифункциональность материалов;
  • вариативность среды;
  • доступность среды;
  • безопасность среды.

Учитывая требования для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста, организация среды в детском саду начинается с холлов детского сада: оформлены уголки «Нашим  родителям», «Уголок здоровья», «Умей действовать при пожаре»,   где родители получают консультации по воспитанию детей, информацию о деятельности детского сада, а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества детей и родителей: «Маленькие художники», «Город мастеров», «Семейные традиции».

Музыкальная гостиная – среда эстетического развития, место постоянного общения ребёнка с музыкой. Яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Для развития детского творчества имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Наличие мультимедийного оборудования (ноутбука, музыкального центра) дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей и значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Приоритетным направлением групп дошкольного образования на протяжении 6 лет является физкультурно-оздоровительное.  Для его реализации оборудована, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.

Физкультурные  уголки в группах снабжены  спортивным оборудованием:  дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки, ребристые коррекционные дорожки для хождения, сухой бассейн,  пособия для общеразвивающих упражнений, тренажёры:«Мат детский», «Гусеница-шагайка» мягкий модуль, «Гимнастические скамейки» и др. Нестандартное физкультурное оборудование: «Попади в цель», «Ловкий мышонок», тренажер для профилактики плоскостопия «Крокодил», «Массажные дорожки», атрибуты для проведения подвижных игр.

На спортивной площадке: площадка для прыжков в длину,   лестница для лазания.  Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (клюшки, мячи, шайбы, гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, лыжи).

В зале проходят занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия, театрализованные представления, родительские собрания и прочие мероприятия для родителей и детей. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное настроение.

Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ, вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника, вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Групповые комнаты большие, светлые, эстетически оформлены. Мебель в группах соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей.  Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по центрам (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития), где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки — парикмахерская, кухня, прачечная, где размещены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан уголок ряжения с костюмами сказочных персонажей.

В каждой группе в соответствии с возрастными потребностями организованы физкультурные уголки. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, в т.ч. изготовленных своими руками, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно – прикладному искусству.

В сердей и подготовительной группах уголок экспериментирования является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном уголке размещен материал для проведения опытов: весы, ёмкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды.

Для развития творческих способностей в музыкально-театральных уголках представлены наборы детских музыкальных инструментов, различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. Группы оснащены аудиотехникой, фонотекой в некоторых группах имеются телевизоры и интерактивные доски.

Книжные уголки содержат  художественную литературу и иллюстрированные альбомы о животном и растительном мире, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу по своему желанию.

В уголке патриотизма педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, города, области. В качестве пособий в уголке используются глобус, карта,  для ознакомления детей с историей родного края: иллюстрированные книги «Путеводитель по историческим местам города «Город- герой Волгоград», «Прогулки по улицам Михайловки», лэпбук «Азбука маленького россиянина», пособия по взаимодействию с родителями: альбом «Наши семейные традиции», консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание», «Растим патриотов», «Наша Родина – Россия».

В  смешанной подготовительной группе  оборудованы уголки с материалами, способствующими  формированию элементарных математических представлений: настольно-печатные игры с цифрами, демонстрационный материал, раздаточный счетный материал,   развивающие дидактические игры: «Цвета и формы», «Часть и целое», «Часы и время». Для выполнения индивидуальных и подгрупповых заданий используются мольберт, магнитные доски.

В уголке по речевому развитию  размещён материал по обучению грамоте: печатные буквы, настольно-печатные игры с буквами,  дидактические речевые  игры: «Аквариум», «Делим слова на слоги», «Что из чего?», «Рассказы по серии сюжетных картин». Картотека игр по развитию связной речи, игры для развития фонематического слуха, пособия по развитию мелкой моторики, игры на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Методические пособия по сюжетосложению ролевой игры во всех возрастных группах, дидактическая игра по речевому развитию с элементами ТРИЗ «Зоопарк», дидактическое пособие «Учимся говорить, играя».

В группе младшего возраста созданы уголки сенсорного развития, которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению.

Для конструктивной деятельности в группах созданы строительные уголки. Они содержат: крупный строительный материал (деревянный конструктор из 150 предметов), мелкий деревянный строительный материал для занятий по конструированию (на подгруппу детей), конструкторы пластмассовые на 150 предметов, конструкторы пластмассовые на 100, 200 предметов, конструкторы пластмассовые «Лего». Дидактические игры для плоскостного конструирования.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия — уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров легкой шторкой, ширмой ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы, детского сада, но и участков для прогулки на улице.

На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой и двигательной активности детей, постройки малых форм.

Организация среды на территории детского сада, обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории  разбиты цветники.

Развивающая предметно-пространственная среда ГДО МКОУ «Сидорская СШ» открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически меняют игровой материал, вносят новые предметы, стимулирующие исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Таким образом, в ОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Вывод:

Развивающая предметно-пространственная среда МКОУ в ГДО МКОУ «Сидорская  СШ»  соответствует ФГОС ДО и  ФОП ДО.  Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям:

  • Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В детском саду она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
  • В соответствии принципу трансформируемости развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, времени года, образовательной программы.
  • Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в детском саду с помощью различного модульного оборудования. Использование мягких модулей, детской мебели наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
  • Вариативность среды– наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Вариативность среды обеспечивает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр., наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности).
  • Принцип доступности в развивающей предметно-пространственной среде организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого детям в детском саду обеспечена  доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.
  • Безопасность развивающей предметно-пространственной среды – соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
  • Здоровьесберегающий принцип обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их обучения и воспитания, формирует у каждого дошкольника умения и навыки здорового образа жизни, и воспитание культуры здоровья.
  • Принцип эстетической привлекательности среды, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которая оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта).

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, учитываются психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.