Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Центром патриотического воспитания Университета «Синергия» совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Российским обществом «Знание» подготовлен проект «Герои спецоперации».
Проект посвящён Героям Российской Федерации, получившим эту высокую награду за мужество и героизм в ходе специальной военной операции, объявленной 24 февраля 2022 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина.
В рамках проекта наша школа разместила плакат о Героях России с возможностью перехода по QR-коду на сайт Проекта http://героиспецоперации.рф/, где содержится подробная информация о подвигах военнослужащих и иная информация, представленная в адаптированной для учащихся форме.

Версия для слабовидящих

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Рубрики

скачать шаблоны для wordpress

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования

Обеспечение преемственности

 дошкольного и начального общего образования в МКОУ «Сидорская СШ»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.

Введение ФГОС , ФОП ДО  и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.

Преемственность дошкольного и начального образования — одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Педагогический процесс — целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя,  психолога школы и т.д.

Задачи  преемственности детского сада и школы:

— развитие любознательности;

— развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

— формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

— развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности:

-создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

— обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

— создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность — это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Таким образом, цель работы в группах дошкольного образования  состоит  в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. Цель  начального образования – это продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе;

— закрепление культурно – гигиенических навыков ( Пользование столовыми приборами (вилки), индивидуальными полотенцами, мытье рук с мылом)

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

С другой – преемственность с позиции школы — это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Это сопровождается рядом проблем:

  1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
  2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
  3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы
  4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
  5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
  6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.
  7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
  8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Решение данных проблем  определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

Каждый раз, начиная работать в подготовительной группе, задумываемся о будущих первоклассниках. Начинается работа с группой детского сада.

Для начала – это встреча с учителями, к которым  пойдут  дети и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с учителями, экскурсии малышей в школу, и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством со школой и учителями.

Учитель  должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.

В практике между группами дошкольного образования и начального общего образования  сложились продуктивные формы сотрудничества:

– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

– анализу результатов совместной деятельности.

Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

Основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Совместная  работа  по подготовке к школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, в том числе средства ее достижения, помогать  ребенку сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе является  формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:  любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.  Надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Детскому саду необходимо формировать  социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей мы находим время, силы и средства для решения задач преемственности.

План преемственности дошкольного и начального образования

Схема преемственности